
С 25 октября в Новосибирской области открылась охота на пушных зверей: белку, горностая, колонка, куницу лесную, ласку, норку американскую, росомаху, рысь, соболя и хоря степного (сезон продлится до конца календарной зимы). И до конца ноября, когда будет закрыт осенний сезон на водоплавающих, болотно-луговых, степных и полевых птиц, охотиться можно будет на все виды ресурсов. Причём с этого года в регионе было принято решение по максимуму растянуть сезон охоты на копытных — более чем на полгода вместо привычных ранее полутора-двух месяцев. Сделано это осознанно: чтобы не создавать ажиотаж, не устраивать столпотворение в лесу, что нередко приводит к несчастным случаям, и дать возможность охотникам спокойно реализовать своё разрешение.
— Охота — это естественный процесс регуляции численности животного мира, а для тех, кто относится к этому как к ритуалу, а не промыслу, — безусловно, праздник, — говорит министр природных ресурсов и экологии Новосибирской области Евгений Шестернин. — Естественно, мы все хотим, чтобы этот период прошёл без эксцессов и происшествий. Чтобы поддерживать порядок в лесу, все сотрудники нашего министерства в районах работают по отдельному календарю, поэтому контроль и надзор присутствуют и в рабочие, и, особенно, в выходные дни, когда охотников становится больше.
Впрочем, совсем без происшествий обходится редкий сезон. К тому же на федеральном уровне теперь законодательно разрешено использовать спецсредства — тепловизоры и приборы ночного видения (ПНВ). По мнению специалистов, это не лучшее решение, зачастую не учитывающее особенности разных территорий.
Одно дело — какой-нибудь якутский охотник, вокруг которого на десятки километров ни одной живой души, другое — начало сезона в густонаселённом регионе, когда в лесу одномоментно оказываются тысячи человек.
— Раньше использование тепловизоров и ПНВ было отдано на откуп регионам, и у нас в области на эти спецсредства был введён запрет, — отмечает и. о. начальника управления по охране животного мира минприроды НСО Владимир Чёрный. — Используя тепловизор в темноте, стреляешь фактически вслепую, и запросто можно принять человека за животное, ранив или даже убив его. Теперь мы вынуждены отменить постановление губернатора, но хочется призвать охотников быть крайне внимательными и больше доверять глазам, а не приборам.
Кстати, Евгений Шестернин — министр новый, назначенный на эту должность несколько недель назад. Одной из первых инициатив Евгения Анатольевича стала реформа деятельности государственных инспекторов, закреплённых в районах области. Хотя сам министр считает это не реформой, а возвратом к хорошо забытому старому.
— Даже в самом слове «инспектор» есть что-то запретное, контролирующее, проверяющее, — считает он. — Мне куда ближе доброе советское слово «охотовед». Это были люди, которые действительно владели всей ситуацией на своей территории, находились в тесном контакте с охотниками. Организовывали и привлекали их для биотехнических работ, проведения тех же маршрутных учётов. У нас есть оперативные мобильные группы, занимающиеся выявлением и поиском браконьеров, и инспекторы зачастую дублировали их работу. Одной из главных задач на этой должности я считаю изменение функционала работы инспекторов, их нацеленность на более тесное взаимодействие с охотничьими организациями в районах. У настоящих охотников и тех, кто охраняет животный мир, задачи общие, поэтому и работать они должны сообща.
Хотя, конечно, борьбу с браконьерами никто отменять не собирается, ведь число людей, потребительски и даже преступно относящихся к животному миру, меньше не становится. Но и министерство не дремлет: с начала 2022 года госинспекторы 3 034 раза выезжали на охрану, составлено 496 протоколов об административных правонарушениях, выявлено 58 случаев незаконной добычи животных с признаками уголовного преступления. От рук браконьеров пали 23 лося, 51 косуля и кабан. Помимо изъятия техники, оружия и компенсации ущерба (а это десятки, сотни тысяч рублей), нарушителям закона назначаются сроки лишения свободы от полугода до трёх лет. Пусть условные, но это тоже пятно на всю жизнь.
Источник
|